Утреннее столпотворение у дверей кабинетов по забору крови. Многочасовое ожидание приема врача больными и здоровыми: теми, кто «на выписку», «за справкой» и «просто печать поставить». Всеобщая атмосфера нервозности и недовольства… Несмотря на усилия врачей, проблем в поликлиниках пока немало.
Собственно их-то и призван решить новый экспериментальный проект Минздрава России «Бережливая поликлиника», направленный на улучшение работы поликлинических служб и уже внедренный при поддержке Госкорпорации «Росатом» в Ярославле, Калининграде и Севастополе. На днях реализация проекта началась и в нашем городе. В качестве экспериментальных площадок выступили два лечебных учреждения — городская поликлиника №1 и детская поликлиника.
На данный момент из числа медперсонала учреждений созданы рабочие группы. Задачи перед медиками поставлены четко: выявить «болевые» точки в повседневной работе поликлиник, разработать и внедрить пути их устранения. При этом поставить точный «диагноз» и назначить эффективную «схему лечения» докторам помогут компетентные специалисты производственной системы Росатома (ПСР), чьи знания и опыт в сфере бережливого производства и системы непрерывного совершенствования процессов помогают сегодня эффективно развивать производственную систему на всех предприятиях отрасли.
Как стало известно «Вестнику Маяка», работа по переформатированию озёрских поликлиник в бережливые в настоящее время осуществляется при методологической поддержке столичных экспертов — сотрудников АО «ПСР» ГК «Росатом» — и их озерских коллег из отдела повышения эффективности производства ПО «Маяк».
О первых заключениях экспертов и их ближайших планах по «оздоровлению» местных медучреждений беседуем с координатором проекта в Озёрске, руководителем проекта АО «ПСР» ГК «Росатом» Дмитрием Репьевым.
— Дмитрий Александрович, насколько нам известно, в нынешнем году первыми экспериментальными площадками проекта стали сразу несколько городов присутствия Росатома?
— Да, пилотные площадки по созданию поликлиник-образцов открыты сегодня в трех городах отрасли: Волгодонске, Новоуральске и Озёрске. Цель у всех одна: создание благоприятных условий в лечебных учреждениях как для пациентов, так и для самих медработников. А это исключение очередей, сокращение времени пребывания населения в поликлиниках, налаженная работа врачей, лаборантов, регистратуры.
— Вы полагаете этого можно достичь одномоментно?
— Конечно, нет. Наша работа строится в несколько этапов. Первый шаг — выявление проблемных процессов (а они, как правило, во всех поликлиниках однотипны), после чего под каждый коллегиально будем разрабатывать конкретное решение.
Приведу пример нашей работы в Ярославле, где в одной из поликлиник, в кабинет забора крови, люди были вынуждены занимать очередь с 6 утра. До начала открытия учреждения маялись на улице, после чего, вполне обоснованно, высказывали медикам свое недовольство. В общей сложности, чтобы пройти процедуру, человек ждал порядка 40–45 минут. Проанализировав пошагово весь процесс, мы внедрили электронную систему записи, установили мониторы, модернизировали порядок выдачи талонов. В итоге минимизировали временные затраты пациента до 5 минут.
— К сожалению, такая ситуация знакома и нашим горожанам, особенно молодым родителям…
- Будем решать. Подобные трудности устранимы и в Озёрске. Согласно проекту, максимальный срок его реализации на местах не более шести месяцев. Кому-то это покажется невозможным, но, исходя из положительного опыта других участников эксперимента, уверяю: это реально.
В настоящее время в детской и взрослой поликлиниках Озёрска проводится мониторинг работников медучреждений, пациентов — мы должны увидеть «больные» места с двух сторон. В перспективе — обучение рабочих групп подходам и методам решения проблем на примере организации производственной системы; презентация опыта других регионов, в том числе «вживую». Думаю, рабочая поездка озёрских медиков в поликлинику того же Ярославля, их предметное общение с коллегами станет хорошим стимулом для успешной реализации в Озёрске проекта «Бережливая поликлиника», а соответственно разрешения злободневных проблем, связанных с получением медицинской помощи горожанами.
— Как выглядит наш город по сравнению с другими участниками проекта?
— Если объективно, то по ряду параметров Озёрск выигрывает. Так, в частности, штат медучреждений ЗАТО укомплектован практически на 70–75% . В Калининграде показатели существенно ниже — не более 70%, во взрослой поликлинике Севастополя — порядка 50%.
Что касается Ярославля, то там ситуация сложилась следующая: укомплектованность врачами примерно такая же, как и в Озёрске, однако участков там значительно больше, а значит, и проблем. Кроме того, компьютеризация ярославских поликлиник на первоначальном этапе нашей работы составляла всего 25–30%. Между тем, в Озерске этот показатель сегодня составляет почти 100%: здесь уже действует электронная амбулаторная карта, пользованием которой местных врачей не надо обучать. Безусловно, такая техническая обеспеченность при реализации проекта только в плюс.
Теперь о «внешнем виде». Состояние здания детской поликлиники по ул. Советской пока вопросов не вызывает. Единственная проблема, которую мы увидели, — недостаточно места для парковки автомобилей; не совсем удобна зона для стоянки колясок. Требует проработки вопрос с навигацией до второго здания «детской», расположенного на проспекте Победы. Как показали первые опросы, родителям, особенно с колясками, не так уж легко до него добираться. Очевидно, что нуждается в ремонте и сама поликлиника по проспекту
Победы.
— То есть, наряду с повышенным уровнем оказания медпомощи, планируются и ремонтные работы в помещениях, и новое благоустройство на улице?
— Скажу сразу, на данном этапе проекта идет анализ внутренних процессов, выявление проблем и их устранение. После того, как вся работа будет завершена, и мы увидим, что принятые нами меры действенны, приносят пользу медикам и пациентам, тогда и будет рассматриваться возможность проведения ремонтов.
Заниматься благоустройством параллельно с модернизацией организационной системы в Озёрске мы не будем. Опыт в Ярославле себя не оправдал. Там мы попытались сделать все разом: стали внедрять новые программы, обучать врачей, которые, к слову, оказались не готовы к новшествам, в итоге и ремонты затянулись. В рамках решения основных целей проекта возникли дополнительные трудности. Пришлось устранять и их.
— Не могу не задать вопрос, активно обсуждаемый сегодня в Интернете, в том числе и на нашем местном портале: не приведут ли изменения в рамках пилотного проекта к оптимизации штатного расписания озёрских медучреждений? Информация об увольнении врачей после ряда внедренных новшеств в поликлиниках Ярославля вызвала немало негативных отзывов в Сети. Как следствие, жители Озёрска стали сомневаться в успешности проекта еще до первых его результатов.
— Что касается Ярославля, то ситуация с увольнением врачей нами была уже досконально разобрана. Случаи единичны, причины увольнения в каждом — исключительно личные: по состоянию здоровья, по достижении пенсионного возраста и в связи с переездом в другой город. Да, на первых порах внедрения и освоения новых компьютерных программ (той же электронной амбулаторной карты) в Ярославле негатив был. Однако все вопросы удалось решить в рабочем порядке: мы усовершенствовали ряд параметров, и процесс был
отлажен. Впрочем, там осталось еще много моментов, нуждающихся в более детальной проработке. Главное — работа начата.
Несмотря в данном случае на явное преимущество Озёрска, использующего в своей работе электронные программы, у нас все-таки есть предложения по корректировке. Их внедрение позволит врачам уйти от бумажных носителей (журналов, карт), избежать дублирования информации, посвятив больше времени пациенту.
Вопрос о возможной оптимизации штатного расписания озёрских медучреждений вызывает улыбку: ни «детская», ни поликлиника №1 не могут все-таки похвастаться 100-процентно укомплектованным штатом. Повторюсь, наши действия направлены на улучшение работы поликлиник — выравнивание загрузки врачей с учетом зимнего периода, когда она возрастает в разы, ликвидацию очередей и создание в целом комфортных условий пребывания в лечебных учреждениях пациентов.
Для совершенствования данных процессов у представителей Росатома есть оправдавшие себя методики, есть практический опыт реализации. Поэтому сомнения в успешности проекта абсолютно необоснованны. К тому же, стратегию и тактику нашей работы в Озёрске мы будем выстраивать несколько иначе: с учетом достижений и недочетов, выявленных в Крыму, Ярославле и Калининграде.
Марина ЮРЬЕВА