11-12 октября на базе кафедры химии, экологии и методики обучения химии естественно-технологического факультета Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета прошла V Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Инновационные процессы в химическом образовании в контексте современной образовательной политики». На мероприятие со всей России съехались учителя химии, известные учёные, профессора ведущих вузов, методисты, авторы учебников.
Конференция призвана привлечь внимание широкой научно-педагогической общественности к проблемам химического образования и обсудить пути их разрешения. Как отметил в приветствии ректор ЮУрГГПУ В.В. Садырин, Челябинск на ближайшие два дня стал «столицей химического образования».
Программа конференции
Состояние химической подготовки вызывает тревогу не только у школьных учителей, но и у академического вузовского сообщества. Кроме того, в последние десятилетия практически все развитые страны охватило явление хемофобии – неприятие химии широкими кругами населения. В основе заблуждений, связанных со страхом к «вредному химическому воздействию», лежит низкий уровень химической грамотности населения, в особенности, молодого поколения. При этом около 30% российского производства – это предприятия химического и нефтехимического профиля, на которых должны работать высокообразованные специалисты.
Г.В. Лисичкин, МГУ
П.А. Оржековский, МПГУ
Н.А. Гудкова, лицей 39
11 октября состоялось большое пленарное заседание, на котором выступили ведущие учёные вузов России: профессор МГУ В.В. Ерёмин, профессор МГУ Г.В. Лисичкин, профессор РУДН В.В. Давыдов, профессор МПГУ П.А. Оржековский и многие другие. Они затронули такие важные темы как содержание курса химии в школе, повышение грамотности школьников, популяризация науки, стратегии обучения, работа с одарёнными детьми. На конференции были подняты актуальные для учителей вопросы: реализация ФГОС, особенности ГИА и ЕГЭ по химии, современные образовательные технологии, дистанционное обучение. Опыт общения учителей – практиков с представителями высших учебных заведений внёс неоценимый вклад в методическую копилку и способствовал повышению качества химического образования населения.
Большой интерес у педагогов вызвало выступление старшего научного сотрудника Института стратегии и развития образования РАО, ведущего научного сотрудника ФИПИ, главного редактора журнала «Химия в школе» Кавериной А.А., в котором освещались методические аспекты контроля и оценки образовательных достижений школьников при обучении химии.
Н.А.Гудкова (лицей 39), Н.Е.Кузьменко (МГУ), Т.Н.Иванова (лицей 23)
М.В. Бекмансурова, школа 21
Н.Э. Азиева , Школа 24
12 октября конференция продолжила свою работу на двух площадках - на базе Регионального центра оценки качества и информатизации образования и естественно-технологического факультета ЮУрГГПУ.
Шесть озёрских учителей из школ №21, 23, 24, 32, 36 и 39 приняли участие в работе педагогического форума. Пять из них представили опыт своей работы в докладах на секции «Инновационные процессы в химическом образовании в школе и вузе. Внеурочная деятельность в области естественнонаучного образования»:
- МБОУ СОШ №21, Мария Владимировна Бекмансурова , «Учебные экскурсии по химии как средство интеграции урочной и внеурочной деятельности»;
- МБОУ «Лицей №23», Татьяна Николаевна Иванова , «Межшкольный химический турнир как путь повышения мотивации к обучению учащихся классов с углублённым изучением химии»;
- МБОУ СОШ №24, Наталья Эдуардовна Азиева , «Из опыта организации выездной химической школы»;
- МБОУ СОШ №36, Светлана Юрьевна Столяренко , «Преемственность в химическом образовании учащихся начальной и основной ступени в условиях реализации ФГОС»;
- МБОУ «Лицей №39», Наталья Александровна Гудкова , «Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)».
М.В. Бекмансурова и С.Ю. Столяренко
В.А.Сычёв (ЮУрГГПУ), П.А.Оржековский (МПГУ), Т.Н.Иванова (лицей 23), Н.А.Гудкова (лицей 39)