Летчик из Озёрска

Фото: www.ozersk74.ru
 

В третье воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают пилоты воздушного флота и работники авиационной инфраструктуры России.

В канун Дня Воздушного Флота мы встретились с Геннадием Васильевичем Завгородним, военным летчиком, подполковником в отставке.




- Геннадий Васильевич, как вы попали в авиацию?

- Еще мальчишкой мечтал стать летчиком. Сначала, правда, хотел быть пожарником, потом шофером. В школе, у моего друга, дядя был военным летчиком, я его видел, когда тот приезжал из Кыштыма… А потом увидел летчика, он стоял на улице, такой дядька, в форме, с планшетом в руках, мне было лет 8-9.

- Где вы учились летать?

- Три раза поступал в летное училище. Первый раз после школы я поехал в Качинское училище в Волгоград, не прошел по конкурсу, не хватило двух баллов. Второй раз поехал поступать, но «завалил» медкомиссию.

После второго раза я поступил на работу на химкомбинат, на 35-ый завод. Потом в 70-ом году, слышу, открылось Борисоглебское училище, вновь открылось. Оно было закрыто  в 1961 году, когда стали армию разгонять.  Когда уезжал поступать, предупредил  директора завода Гладышева, что могу не вернуться из отпуска, еду поступать.  А он – если не поступишь, я тебя и так не возьму обратно, уволю!



- Как прошел первый самостоятельный полет? Какие были ощущения?

- Было « ах», что сзади никого нет, инструктора нет, и я свободен! Полет проходил на  чешском учебно-тренировочном самолете Л-39. Все прошло хорошо.

- Коленки не тряслись от волнения?

- Нет, не тряслись! Вот говорят, страшно летать, да не страшно! На машине страшнее ездить!

- Вы водите автомобиль? Руль на себя, как штурвал, по привычке не тянете?

- Да, автомобиль вожу. Было раз, потянул, но жена вовремя одернула. ( Смеется .) 




- А скорость какую развиваете на автомобиле? Как на самолете?

- Нет, я не хулиганю! И вообще, не люблю, когда гоняют!

- Геннадий Васильевич, где проходила ваша служба?

- Служил я в Северо-Кавказском военном округе, сначала недалеко от Сальска,  станция называлась Верблюд, потом перевелся в Таганрог.  С 1977 по 1990 годы служил в Таганроге.

В 1989 году Горбачев издал Указ о сокращении вооруженных сил, ну и, как всегда, начали опять с авиации. Тех офицеров, кто в полку у нас имел выслугу лет, собрали в одну эскадрилью и потом сократили. Предлагали,конечно, ехать в Забайкальский военный округ, но там  степь, туда мне не хотелось.  В командировку  летал в Комсомольск-на-Амуре, как говорится, это край заключенных, частные дома,   не очень комфортное проживание.

Поэтому после отставки работал в ДОСААФ, в 1995 году заболел отец, и мы вернулись с семьей на родину, в Озерск.

- Вы участвовали в боевых операциях?

- Нет, не участвовал. Только в 1981-82 годах с Таганрога перегоняли самолеты в Афганистан, и все.  Садились в Кабуле, там эти самолеты сдавали. Ночью сели, утром нас транспортник назад отвозил,  не задерживались.

- Были во время службы какие-то опасные ситуации, отказ двигателей?

- Бог миловал, никакого отказа ни разу не было

- Вы счастливый человек!

- Курсантом раз я промахнулся, зазевался. Это парой когда летают, инструктор на первом самолете, а я следом за ним. Когда стали делать разворот,  я так отвлекся на земельку, а самолета инструктора  уже   нет, потерял. Потом на скорость глянул, а скорость упала. Тут я  немножко трухнул, но потом вывел самолет в нужное положение.  Обычно боятся сразу доложить командованию о внештатных ситуациях,  но вспомнил, как говорил инструктор – главное, правду сказать. Поэтому  доложил по рации, что не наблюдаю инструктора.

- Ругали?

- Нет, не ругали, даже похвалили за честность.

- А было экстренное катапультирование?

- Нет, была только наземная катапульта. Раз в год, весной, проходили наземное катапультирование. Садишься, кабина, как обычно, тебя выбрасывает на 12-13 метров.

- А вы «мертвую» петлю выполняли?

- Конечно! Фигуры высшего пилотажа делали, практически, каждый день, это входило в обязательные упражнения.

- Раньше в парке была «петля», вы успели застать ее?

- Да, успел,  хотя ни  разу на ней не пробовал, а жена моя будущая на ней крутилась.  Меня же все время преследовала мысль, что  она оторвется.

- А в самолете такой мысли не было?

- Нет, там же есть парашют!

- Кто-нибудь из родственников  пошел по вашим стопам?

- Пока нет, внуку  еще 11 лет, Ездили с ним в Челябинское штурманское училище. Первый раз ему не понравилось, а второй раз он сказал, что вот поступил бы сюда.

- То есть ваши гены заговорили в нем?

- Может быть! Если он «созреет», то неплохо будет!

- У нас в городе есть летчики-ветераны?

- Есть, мы общаемся. В 2012 году проводили 100-летие авиации. Тогда людей, связанных с воздушным флотом было 37 человек, не только летчики, но и техники, и кто служил, рядовой состав.




- Существуют у летчиков какие-нибудь приметы?

- Да, конечно. Пилоты стараются не фотографироваться на летном поле. Еще ни в одном полку не было  самолета номер 13. Хотя лично претензий у меня к этому числу нет.

Геннадий Васильевич показал нам настоящий раритет – НПЛ, наколенный планшет летчика, который прикреплялся на ногу. В нем записывались позывные запасных аэродромов, расчеты по маршруту полетов. Записи делались карандашом, который был прикреплен резинкой. Было очень интересно посмотреть на этот рукописный «компьютер», почитать названия позывных – Кисточка, Былина, Квартет, Метелица.







Показал нам Геннадий Васильевич фотографии из домашнего архива.












Геннадий Васильевич: На этой фотографии космонавт Владимир Александрович Джанибеков, он приезжал к нам на 60-летие полка. Был в  нашем полку курсантом. Только я пришел в 1977 году, а он ушел в отряд космонавтов  в 1972.




В настоящее время Геннадий Васильевич возглавляет Совет ветеранов ПО «Маяк», ведет активную общественную деятельность, участвует в городских мероприятиях.




- Вас тянет в небо? Снятся сны?

- Да, часто снится сон, что меня призывают, и только доеду до части, раз, и просыпаюсь!

- А если Родине потребуется ваша военная подготовка и помощь, вы встанете на ее защиту?

- Конечно, встану! Ведь это мой долг!

Не зря говорят, что бывших летчиков не бывает…


* * *


Поздравляем Геннадия Васильевича и всех озерчан, причастных к авиации, с профессиональным праздником! Желаем крепкого здоровья и мирного неба над головой!

А. Лешкин, Д. Рябова









 
По теме
Мне бы в небо - Chelyabinsk.ru Авиация окутана ореолом таинственности и романтики. У нас есть представление, что в пилоты берут только безупречно здоровых молодцов с орлиным зрением, молниеносной реакцией, высоким интеллектом и абсолютно крепкой психикой.
28.08.2017
su-34-768x480.jpg - Ozersk74.Ru   Сегодня, 18 августа, все, кто имеет отношение к воздухоплаванию, отмечают День Воздушного Флота России - в 2017 году исполняется 105 лет русской военной авиации.
18.08.2017
 
 
Детей повезут с мигалками - Миасский рабочий Автобусы с детьми обязали иметь специальные маячки с 1 июля 2018 года.  Уже со следующего месяца автобусы, участвующие в организованной перевозке групп детей, обязаны иметь проблесковые маячки оранжевого цвета,
23.06.2018
Фото Наталии БАЛАБАНОВОЙ Приговор огласил Еманжелинский городской суд. 21 июня был оглашен приговор по уголовному делу в отношении Каньшина Олега Витальевича, обвиняемого в совершении мошенничества,
22.06.2018 Новая жизнь
Кнопочки баянные - Красный уралец Творчество. В Степном поселении на сценической площадке в парке Гогина прошёл 17-й районный конкурс «Играй гармонь».
23.06.2018 Красный уралец
Жить, чтобы помнить - Магнитогорский металл Двадцать второго июня 77 лет назад началась самая кровопролитная в истории человечества война.
22.06.2018 Магнитогорский металл
В залах картинной галереи экспонируется персональная выставка графики заслуженного художника России Юрия Люкшина (6+).
22.06.2018 Магнитогорский металл
В июне крупнейшая негосударственная телекомпания Челябинской области отметила своё 25-летие.
22.06.2018 Магнитогорский металл
22 июня — девять дней со дня смерти Станислава Говорухина, «КП» публикует малоизвестные факты о самых знаменитых фильмах выдающегося режиссера Анна ВЕЛИГЖАНИНА На 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин .
22.06.2018 КП Челябинск
Чемпиона встречали юные хоккеисты. Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ - КП Челябинск Корреспондент «Комсомолки» встретил знаменитого хоккеиста в аэропорту, расспросил о жизни и ближайших планах Алексей МИКУШИН kpchel Кузнецов в зале прилетов аэропорта «Баландино» появился первым,
23.06.2018 КП Челябинск
В чем причина разгрома аргентинской сборной на чемпионате в России Андрей ВДОВИН @av_esq Вся Аргентина с Диего Марадоной во главе возносила молитвы во спасение сборной.
22.06.2018 КП Челябинск
В Магнитогорске назначен новый природоохранный прокурор - Агентство новостей Доступ Генпрокурор РФ Юрий Чайка назначил на должность Магнитогорского природоохранного прокурора Владислава Ботвинкина – он будет занимать пост руководителя надзорного ведомства в течение пяти лет,
22.06.2018 Агентство новостей Доступ
Корреспондент «КП» пыталась выяснить, почему живодерам невозможно запретить мучить животных Евгения КОРОБКОВА Продолжение.
23.06.2018 КП Челябинск
О необычном явлении корреспондент «КП» Дмитрий Стешин поговорил с Александром Никулиным, директором НИЦ аграрных исследований Дмитрий СТЕШИН Второе пришествие Это вторая волна переселенцев.
23.06.2018 КП Челябинск
Пакет проектов решений, касающихся установления тарифов на содержание и текущий ремонт жилья для отдельных категорий жильцов и на проезд в общественном транспорте, поступил на рассмотрение в депутатские комиссии,
23.06.2018 Глагол
Жить, чтобы помнить - Магнитогорский металл Двадцать второго июня 77 лет назад началась самая кровопролитная в истории человечества война.
22.06.2018 Магнитогорский металл
Горожане проверили пляж и температуру воды в Урале. В парке "У Вечного огня" активно продолжаются работы по благоустройству, а ниже и севернее монумента "Тыл-Фронту" уже создана территория для отдыха.
22.06.2018 Магнитогорский металл