«Все по делу, хотя немного обидно»

«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
«Все по делу, хотя немного обидно»
Фото: ozersk.ru

Губернатору Южного Урала представили анализ ситуации «без прикрас» в основе стратегии-2035. Кандидат экономических наук, директор ООО «Соинвест» Анастасия Кузьминова в комментарии для Znak.com сформулировала основные тезисы своего доклада.

В Миассе 12 октября прошло совещание под руководством губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Приурочено оно было к открытию дороги «Хребет-Златоуст», на которую из регионального бюджета были выделены 300 млн рублей.

На совещании я представила предложения рабочей группы относительно стратегии пространственного развития Челябинской области до 2035 года. Это результат объемной аналитической работы большого коллектива, полный текст презентации можно увидеть на публичной странице «Челябинская область — 2035. Вырабатываем стратегию вместе» в Facebook.

В этой работе мы с самого начала отказались от лакировки ситуации, поэтому она содержит ряд выводов, которые звучат довольно смело, хотя уверена, что большинство специалистов с ними согласится. В этой заметке я могу только кратко их перечислить:

1) Моногорода с самой маленькой численностью населения не имеют перспективы диверсификации. Пока в них работает градообразующее предприятие — они будут жить, а после — необходимы программы поддержки мобильности, переобучения и самозанятости населения. ТОСЭР в Бакале и Верхнем Уфалее, увы, ничего не дает для развития региона. Решит ли этот инструмент проблему безработицы и как надолго — большой вопрос, при этом шансы на создание ТОСЭР в других моногородах области стали совсем небольшими.

2) Кластеров в том понимании, как их трактует Министерство промышленности и торговли РФ, у нас в моногородах не просматривается, поскольку область традиционно специализировалась на производстве материалов и комплектующих. Те немногие производители конечной продукции, которые у нас размещены, практически не формируют внутри региона цепочек поставок, исключая оборонку. По этой причине федеральные инструменты поддержки кластеров мы можем использовать, только включая наши предприятия в межрегиональные цепочки поставок, а не формируя кластеры «своими силами».

3) Несмотря на то, что в ассоциацию «Горный Урал» вступили 7 муниципалитетов, фактически ее ядром будут Миасс и Златоуст. Сатка и Трехгорный имеют хозяйственные связи, ориентированные более в сторону Уфы. Куса, Карабаш и Чебаркуль сформируют периферию агломерации, связь которой с центром будет сводиться к нескольким направлениям (здравоохранение, утилизация отходов, общественный транспорт и грузоперевозки), при этом развитие Чебаркуля должно рассматриваться совместно с Челябинской агломерацией.

4) К сожалению, ни один моногород нашего региона не входит в группу привлекательных ни для жизни, ни для инвестиций.

При этом совершенно очевидно, что региону не хватает ресурсов для поддержания социальной сферы и стимулирования экономики всех городов, в результате относительно стабильное положение имеют только Челябинск и Магнитогорск.

Остальные города имеют негативную динамику большей или меньшей активности. Но стать в долгосрочной перспективе «регионом двух городов» означает для Челябинской области утрату значительной части своего капитала. В этой ситуацию ключевым приоритетом пространственной стратегии должно стать формирование экономических центров второго уровня: агломерации Златоуста и Миасса, конурбации Озерска, Снежинска, Каслей и Кыштыма, Сатки — как экономического центра запада области, а также Троицка и Карталов — как экономических центров сельскохозяйственной территории на юге области.

5) Диверсифицировать города можно, формируя их новые смыслы, специализации на основе имеющихся сильных сторон и умений. Для Златоуста — это обработка твердых материалов, для Миасса — производство комплектующих и интеллектуальной начинки для транспортных систем, Магнитогорск, как бы неожиданно это ни звучало, — агросервис, а также производство современных стройматериалов, у Снежинска есть все, чтобы стать «крепостью для интеллектуалов» в условиях растущего запроса на безопасность.

6) В условиях сокращения численности населения большинства территорий встает вопрос эффективности управления и бюджетных расходов на него. Расходы на госаппарат в расчете на 1 жителя в муниципалитетах сейчас варьируются от нескольких сотен до 6 тысяч рублей в год. Эта ситуация характерна для большинства регионов, поэтому задача укрупнения муниципалитетов звучит с федерального уровня.

Опираясь на анализ хозяйственных связей, транспортной доступности, демографических трендов и перспективных специализаций, в перспективе 2035 года число муниципальных образований с нынешних 43-х можно было бы путем объединения свести к полутора — двум десяткам.

Само по себе это произойти не может, это долгий многоэтапный проект, формирование агломераций и объединение муниципалитетов. Чтобы его реализовать, вероятно, потребуется реформирование существующей структуры регионального правительства.

В самой работе содержатся конкретные меры и проекты развития территорий, но в рамках даже 40-минутного доклада удалось раскрыть только приоритеты, цели и задачи. Сейчас эти наработки будут интегрироваться в общий документ Стратегии — 2035.

В заключение хочу сказать о своем ощущении от произошедшего. Не скрою, я сильно волновалась перед этим выступлением, понимая, что реакция на него, особенно в присутствии прессы, и от глав муниципалитетов, и от руководителя региона может быть самая разная. По ходу выступления лица у всех собравшихся были весьма серьезными и тревожными. Но дальнейшее меня удивило и порадовало: на вопросы, адресованные мне из зала, отвечал уже сам Борис Александрович, отстаивая и обосновывая мои тезисы. « Спасибо за ваш доклад, все по делу, хотя немного обидно, что мы такие непривлекательные », — отметил он.

  Фото пресс-служба губернатора Челябинской области

Для меня главный итог таков: канал для коммуникаций с носителями разных мнений открыт, глава региона готов внимательно воспринимать в том числе и то, что идет вразрез с нынешней политикой, звучит «немузыкально» для уха, но обоснованно, корректно и конструктивно. Лично для меня это позитив.

https://www.znak.com

 
По теме
В правительстве Челябинской области начинается заседание регионального стратегического комитета по обсуждению стратегии развития региона до 2035 года.
Прямой эфир регионального стратегического комитета «Стратегия экономического развития Челябинской области-2035: цели, задачи, сценарии», который проведет губернатор Челябинской области Борис Дубровский.
Акция «Безопасный лёд!» - Уйский район В целях обеспечения безопасности людей на водных объектах Челябинской области, сотрудниками Чебаркульского инспекторского отделения ЦГИМС ГУ МЧС России  по Челябинской области,
Уйский район
Троичанин избил знакомого лопатой - Газета Регион Ранее неоднократно судимый 45-летний троичанин после более десяти лет, проведенных в колонии строго режима за совершение преступления с применением насилия, вновь стал фигурантом уголовного дела.
Газета Регион
1-DytyuytutuSC_1017.jpg - Ozersk74.Ru На последнем заседании Собрания депутатов перед народными избранниками с докладом об итогах работы по обеспечению правопорядка в 2023 году выступил начальник озёрского УМВД Кирилл Черепенькин.
Ozersk74.Ru
Дни истории на Южном Урале - ЧГИК 28 марта, во Всемирный день историка, кафедра истории, музеологии и документоведения факультета документальных коммуникации и туризма провела центральное мероприятие проекта «Дни истории на Южном Урале»,
ЧГИК
День малой родины - ЦБС Ашинского района С целью приобщения детей и молодежи к истории и культуре своей малой родины в Симской городской библиотеке №2 был проведен праздник День малой родины «Все о родном городе».
ЦБС Ашинского района